Война тарелок


18.01.2017
Представления о гостеприимстве меняются. Как усадить за один стол вегетарианцев и мясоедов? Как быть с теми, кто на диете? А с теми, кто предпочитает органические продукты? Чем их всех кормить?

Война тарелокОтправляясь в гости или, наоборот, собираясь кого-то принимать у себя, теперь приходится задаваться и такими вопросами. Долгое время эту тему деликатно обходили молчанием, но в последнее время обсуждают все громче. “Больше этики — меньше эстетики” — девиз Венецианской архитектурной биеннале 2000 года, призывавший художников и архитекторов к социальной ответственности, теперь применим и к сфере питания. Перед тем как отправить кусок в рот, сейчас многие задумываются о его происхождении: потребители пристальнее разглядывают этикетки, изучая состав продукта, его калорийность, полезные свойства и т. д.; производители раскрывают больше информации.
Но не все проходит так гладко. Вопросы питания изучают уже суды и законодатели. Яркие примеры последнего времени: в Калифорнии и Чикаго запрещено производить и продавать фуа-гра, в Италии теперь нельзя выставлять в ледяных витринах ресторанов живую рыбу и моллюсков — нехорошо заставлять их страдать.
Проблемы жестокого обращения с теми, кого принято есть, волнуют и москвичей. “К нам не так давно обратилась девушка, возмущенная тем, что в магазинах продают живую рыбу и она там мучается в мутных аквариумах, — рассказывает президент Центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова. — Но у нас пока непросто инициировать подобный иск”. По ее словам, отношение к вегетарианцам и защитникам прав животных в последнее время меняется к лучшему, не в последнюю очередь благодаря открытости границ: “Правда, приходится сталкиваться и с полным непониманием. В авиакомпаниях, несмотря на заблаговременный заказ, забывают укомплектовать рейс вегетарианскими обедами. Впрочем, то, чему может не придавать значения мясоед, принципиально важно для вегетарианцев, а их многие по-прежнему считают чудаками.
Новая религия
Согласно исследованию, проведенному в Москве Евразийским вегетарианским обществом, 32% опрошенных убеждены, что вегетарианцы — это приверженцы какой-то религии. Действительно, вегетарианство и другие системы диетического питания можно считать религиями современных мегаполисов: они предполагают множество ограничений, благодаря которым и достигается определенный положительный эффект.
Московские вегетарианцы жалуются на малое число специализированных кафе, в Москве их всего два. Сами рестораторы считают, что вполне удовлетворяют спрос.
Правда, вегетарианцам в ресторанах рекомендуют присмотреться к овощным гарнирам и салатам, и из них на свой вкус составить себе обед. Рестораторы идут навстречу тем, кто щепетилен в выборе еды, но неуверенной походкой. Вряд ли современный горожанин может позволить себе всякий раз ломать голову над рецептом обеда или ужина в ресторане.